"КАК ТУЛЬСКИЕ ПРЯНИЧНИЦЫ ФРОНТУ ПОМОГАЛИ"
Нет нужды лишний раз представлять кондитерскую фабрику «Старая Тула». Пожалуй, нет человека, хотя бы раз не отведавшего её знаменитый пряник.
В музее этой фабрики — в маленьком домике, где сосредоточена более чем вековая история лакомства. Есть в этой истории и героические страницы времён Великой Отечественной войны. Правда, в самом музее об этом периоде экскурсоводы рассказывают мало.
Людмила Анатольевна Папина работала на фабрике с 1941 года. На её воспоминаниях большей частью и будет построен рассказ. Вообще, «Старая Тула» «родилась» в конце девятнадцатого века, и работали в ней более ста пятидесяти человек.
Хозяином фабрики был в те годы Василий Евлампиевич Сериков — оттого и первое название «Сериков и К», а выпускали здесь, как и сейчас, не только пряники, но и карамель, и мармелад. Василий Евлампиевич был человеком добрым и отличным хозяином.
От года к году рос ассортимент лакомств, одних пряников — более ста разновидностей. А ведь речь идёт о печатных пряниках, для которых нужны специальные доски. Рабочих рук уже не хватало, на помощь многим взрослым приходили их дети: к примеру, заворачивали дома карамель.
С ними расплачивались лакомством — специально выдавали для заворачивания больше. В ту пору карамель была доступна далеко не каждому, поэтому ребятишки оставались очень довольны. В 1919 году Василий Евлампиевич умер.
А в 1921 году на базе фабрики создали большое кондитерское объединение, куда вошли ещё мелкие кондитерские заведения. Изменилось и название — теперь оно звучало как Артель «Труд инвалидов».
Имелись ввиду инвалиды войны — среди рабочих их было более сорока процентов. Пряники и карамель дешевели — в них перестали добавлять дорогостоящие компоненты — как, например, коньяк.
В 1936 году артель ежедневно выпускала почти две тысячи тонн пряников, значительную их часть отправляли в другие города. Производство потихоньку росло, ширилось. И тут началась Великая Отечественная война.
В октябре 1941 года под Тулой шли кровавые бои, на территории фабрики разместился штаб 472 полка 154-й стрелковой дивизии. В эти дни и вплоть до 18 декабря этого года, когда фашистов прогнали, артель не работала.
Тем не менее, никто из женщин, трудившихся в ней, не сидел дома. Людмила Анатольевна вспоминала, что все заботы в то время были об одном: помочь нашим солдатам. Женщины каждый день приходили на фабрику, то есть теперь — в штаб.
Стирали и чинили бойцам бельё, приносили нехитрую еду, тёплые вещи. У Людмилы Анатольевны росли две дочки и на руках была практически слепая свекровь — помощи по дому и хозяйству ждать не приходилось, муж погиб в первые дни войны.
Но осиротевшее семейство Папиных собрало все свои запасы — горох, крупы, овощи, честно разделили пополам то, что могло долго храниться, и половину отнесли в штаб.
Правда, бойцы драгоценный подарок не взяли, велели отнести обратно, уверив, что их и так кормят хорошо. А взамен попросили ткани для портянок. Наступала зима, надо было утепляться. Да и никто не знал, в каких краях придётся воевать.
Точно так же, как и продовольственные запасы, Людмила Анатольевна поделила пополам простыни, наволочки, полотенца, не пожалела тонкие детские шерстяные одеяльца (хоть и толстоваты, но это ничего).
Отдала свою любимую льняную скатерть, ведь бойцам требовались натуральные ткани. Получилось тридцать две пары портянок. В благодарность бойцы тоже сделали семейству Папиных подарок — губную гармошку. Но вот, наконец, отогнали фашистов от Тулы.
И с 18 декабря 1941 года начались на фабрике восстановительные работы. Большого ремонта требовали почти все цеха. Но едва его начали, пришёл заказ: сделать к Новому Году 5000 пряников для солдат Красной Армии.
Пришлось работать сутками. Людмила Анатольевна (до войны она работала на варке начинки, а теперь — на изготовлении теста, так как продуктов для начинки не хватало, а должность её называлась «пряничница») до вечера работала над изготовлением пряников.
А ночью заступали строительные бригады, собранные из добровольцев: трудящиеся фабрики по очереди выходили на дежурства, чтобы восстановить цеха.
Дежурства эти получались примерно через ночь, но многие работали две ночи подряд и только третью проводили дома. Более того, выполнив заказ для наших бойцов, на общем собрании артели работники решили изготовить партию пряников для голодающих ленинградцев.
Вырезали специальную формовую доску «Героическим ленинградцам от туляков». Какая по количеству была эта партия, Людмила Анатольевна точно не помнит. Знает только, что не менее двух тысяч штук.
А изготавливали их, как говорили тогда, во время третьей смены. Первая — это обычная. Вторая — ночная, отданная строительству и ремонту. Заканчивалась эта вторая в шесть часов утра, и до восьми артель спала. Вот в эти два часа и стали печь пряники для ленинградцев.
Помнила Людмила Анатольевна такой факт: сначала партию решили сделать, учитывая запасы продовольствия. Меньше всего в наличии было сахара и муки. И тогда женщины артели принесли эти продукты из дома — отдали все свои запасы, ничего себе не оставили.
Партия вышла гораздо больше. Кстати, в музее истории Ленинграда есть такой пряник. Кто-то из блокадников сберёг его… Ремонт окончили в два месяца. Вафельную печь демонтировали, установили оборудование для изготовления лапши из пеклеванной муки.
Теперь в печах, где прежде изготавливали кондитерские изделия, сушили овощи и зелень. Сушили тоже не для себя — для фронта. А выращивали это не только на собственных огородах, но и участке, который работники стали возделывать весной 1942 года.
Участок этот так и назвали — фронтовой. Производство пряников очень сократилось — сахара больше не было, домашние запасы все отданы ленинградцам. Поэтому в 1943 году выпускали большей частью лапшу и сушёные овощи и жёлуди.
По воспоминаниям Людмила Анатольевны, из желудей делали муку и варили напиток, напоминающий кофе. Высушенные и измельчённые жёлуди тоже посылали на фронт. И на каждой посылке, на боковой её стороне или на дне (с бумагой было плохо), писали рецепт варки этого кофе.
Однажды в артель пришло письмо. Некоторые его строки Людмила Анатольевна помнила наизусть: «Дорогие туляки! Мы получили вашу посылку и очень обрадовались. Конечно, вы не знали, что ваш подарок попадёт бойцам, которые расположились у вас осенью 1941 года. А он попал! Как же мы были счастливы получить от вас весточку, дорогие женщины! Пьём ваш кофе и приближаем нашу Победу! Бойцы 154-й стрелковой дивизии…»
Пряничное производство наладилось на фабрике только после войны…TranslateShow original text